Ребенок медленно читает. Причины и способы устранения проблемы

Скорочтение для детей

Ребенок медленно читает. Причины и способы устранения проблемы

Способность читать в быстром темпе неспроста ставят во главу всего процесса обучения.

Логика проста и понятна каждому: именно при чтении ребенок получает весь объем информации, необходимой для продвижения вперед. И неважно, как именно происходит процесс чтения: по книге или учебнику, со слов учителя, записывающего тезисный материал на школьной доске, или с экрана планшета или ноутбука — без умения читать даже самые умеренные цели в обучении недостижимы.

Поэтому ребенок, неспособный быстро читать, находится в своеобразной зоне риска. Даже если сегодня он входит в категорию успешных учеников — отличников и «хорошистов», в определенный момент его низкий темп чтения станет преградой для дальнейшего развития и обучения. Именно это, кстати, является причиной того, что медленно читающий ребенок с высокими оценками по школьным дисциплинам, переходя в следующий класс, вдруг показывает резкое снижение успеваемости. Родители объясняют это особенностями возраста сына или дочери, сложностью школьной программы, низкой квалификацией учителей. Педагоги акцентируют внимание на неучастии родителей в процессе обучения, семейными проблемами и даже указывают на недостаточный интеллект ученика. А я считаю, что именно в этот момент случилась «информационная остановка» — медленно читающий ребенок попросту не успевает воспринимать постоянно увеличивающийся объем информации.

Поэтому следует своевременно обращать внимание на низкие темпы чтения — те, которые не соответствуют возрасту ребенка, и так же безотлагательно принимать меры по решению этой проблемы.

Так почему же ребенок — умный, развитый и смышленый — медленно читает? И существуют ли способы помочь ему?

Неспособность концентрировать внимание на тексте

Попросите ребенка прочитать про себя текст из 5-7 предложений. При чтении он должен пальцем или указкой вести по словам, отмечая таким образом место, где находится сейчас. В любой произвольный момент остановите ребенка и попросите его назвать 4-6 последних прочитанных слов. Если ребенок читает «бездумно» — он не сможет выполнить вашу просьбу. Для него чтение каждого следующего слова означает автоматическое игнорирование предыдущего, уже прочитанного.

Но мозг человека устроен таким образом, что скорость чтения лучше всего нарабатывается с помощью «интуитивного чтения». По сути, мозг не разбирает последовательно по буквам каждое слово, а воспринимает их как набор символов, означающих то или иное понятие/процесс/объект и пр. И связывает идентифицированное слово по смыслу с предыдущим, находя для этого «набора знаком» идеально подходящее значение.

Например, когда мы читаем «Кошка пила мо….» — нам необязательно знать буквы, стоящие после «МО»: интуитивно мы понимаем, что кошка пила молоко, а не МОчалку, МОтыгу или МОрс. Прочитайте эту фразу как «Кошка БИЛА мо…» или «КОРКА пила мо….» — мозг теряет связь между словами и «запинается». Именно то, что мы наблюдаем при медленном, невнимательном чтении.

Как решить эту проблему? Я рекомендую регулярно заниматься с ребенком упражнениями на развитие внимания: его концентрации, способности фокусироваться и рассредоточиваться. Крайне важно регулярно выполнять такие упражнения:

  • Чтение вслух с последующим пересказом прочитанного своими словами.
  • Словарные диктанты, с написанием под диктовку несвязанных друг с другом по смыслу слов (7-9 слов), и последующим перечислением их вслух по порядку — от первого к последнему.
  • Словесные конструкторы. На заранее подготовленных карточках следует написать или распечатать слова (существительные, прилагательные и глаголы) из которых можно составить связные словосочетания. Смешав карточки и разложив их на столе, предложите ребенку как можно быстрее собрать из них словосочетания или полные предложения.

Неправильное обучение чтению

К сожалению, самым распространенным фактором, определяющим скорость чтения, становится неправильно построенная база для развития навыка читать. Это традиционное для официальной педагогической системы обучение ребенка чтению не по звукам, а по буквам «МЭ-А-МЭ-А», «О-КЭ-О-НЭ» и пр., при котором ребенок не понимает смысла прочитанного. Это одинаковый подход к обучению детей с различным исходным уровнем, при котором более слабые дети быстро теряют мотивацию, так как сравнивают свои результаты с более успешными учениками. Это поощрение скорости чтения при отсутствии осмысления прочитанного и многое другое.

Предупредить эту проблему достаточно легко — не экспериментируйте с репетиторами, по чтению или сомнительными школами по раннему развитию. Доверяйте процесс развития и обучения ребенка только проверенным школам и профессиональным педагогам.

Но если проблема уже возникла, идентифицировать ее причину просто: ребенок изначально берет очень низкий темп чтения, его результаты улучшаются крайне медленно, а собственно процесс чтения для него – чуть ли не самое ненавистное занятие.

Заново построить обучающую базу, но уже правильную и прочную, могут только педагоги, специализирующиеся на развитии детей.

А в перечне домашних занятий я рекомендую следующие приемы:

  • Анаграммы. На первых этапах коррекции уже приобретенных неправильных навыков я советую брать слова из 3-4 букв, не больше. Желательно, чтобы они были в формате конструктора — отдельные буквы распечатаны на карточках, и ребенок составляет нужное слово, перемещая карточки по столу. По мере развития навыков ребенка анаграммы можно писать в тетради, а трансформировать «набор букв» в определенное слово ребенку придется мысленно.
  • Упражнение «Угадайка». Это своего рода игра, которая поможет развить в ребенке здоровую любознательность и интерес к чтению. Распечатайте небольшой отрывок сказки, детского рассказа или другого произведения, с учетом возраста и уровня подготовки ребенка. Шрифт должен быть достаточно крупным, не менее 14-16 кегля. Линейкой или полоской плотной бумаги закройте верхнюю часть строчки так, чтобы ребенок видел только нижнюю половину букв. Предложите ему угадать, какие слова написаны и прочитать таким образом весь отрывок.
comments powered by HyperComments
Скорочтение для детей
Как проходят занятия в школе скорочтения для детей?

Чтобы сэкономить время родителей, которые наслышаны о результатах детей своих знакомой в нашей школе, мы сняли видео о том, как проходят занятие в школе скорочтения г. Казань.   comments powered by HyperComments

Скорочтение для детей
Со скольки лет ребенка можно обучать скорочтению?

Со скольки лет ребенка можно обучать скорочтению? От родителей и педагогов, осваивающих методики развития детей и применяющих их на практике, нередко можно услышать о том, что существует некий определенный возраст для начала обучения. Неважно чему: складыванию кубиков, умению есть ложкой или скорочтению. Якобы «каждому овощу свой срок» и в мозге …